Thursday, Mar 28th

GPS космос Солнечная система На одном из спутников Сатурна, Энцеладе, обнаружена вода.

На одном из спутников Сатурна, Энцеладе, обнаружена вода.

На одном из спутников Сатурна, Энцеладе, обнаружена вода.

Ученые обнаружили доказательства того, что спутник Сатурна Энцелад обладает океаном, и пришли к выводу, что вода из него выходит в основном за счет медленного испарения, а не через гейзеры, как считалось ранее, передает Би-Би-Си.

Спутник Сатурна Энцелад, диаметр которого составляет всего 500 км, изучается учёными еще с XVIII века. Несмотря на малый размер, он отражает почти весь падающий на него свет и за счет этого выглядит довольно ярким. Как выяснилось в 80-х годах XX века с помощью космических аппаратов Voyager-1 и Voyager-2, Энцелад покрыт коркой льда и движется в плотной области одного из колец Сатурна под названием Е.

В 2005 году космический аппарат Cassini подробно изучил Энцелад, несколько раз облетев его. Сначала аппарат пролетел через облако водяного пара, а затем были сфотографированы выбросы пара вблизи южного полюса спутника. Протяжённость этих образований на фотографиях – десятки километров, однако на самом деле они продолжаются гораздо дальше, поскольку пар, во всей видимости, выбрасывается со скоростями больше второй космической на поверхности спутника.

В 2008 году Cassini еще два раза пролетал над Энцеладом, причем один раз – всего на высоте 25 км. Тогда ученые обнаружили, что, в частности, водяной пар бьет из так называемых «тигровых полос» – длинных темных трещин в ледяном покрове спутника, длина которых достигает нескольких сотен километров. Эти полосы располагаются на южном полюсе спутника, их дно почти на 60 градусов теплее, чем окружающие участки льда, и не исключено, что именно из-за них Энцелад оказывается одним из немногих тел Солнечной системы, на котором один из полюсов теплее экватора.

Собрав все наблюдения воедино, ученые предположили, что под поверхностью спутника находится большой океан, который и является «поставщиком» вещества в кольцо E, где находится сам Энцелад.

Обработав данные с Cassini, группа ученых под руководством Франка Постберга из Университета Колорадо обнаружили в кольце E несколько соединений натрия, которые могли бы образоваться только в соленой воде в жидком состоянии.

По мнению авторов работы, опубликованной в Nature, это является неопровержимым доказательством существования океана под поверхностью Энцелада. В предложенном ими сценарии соли вымываются со дна этого океана, подобно тому, как это происходит на Земле, и, покидая спутник в водяном паре, скапливаются в кольце.

До этого ученым, за исключением четырех океанов земного шара, были известны океаны на трех спутниках Юпитера – Европе, Каллисто и Ганимеде, а также на еще одном спутнике Сатурна – Титане.

А вот группа ученых из немецкого Института Макса Планка под руководством Николаса Шнайдера, используя наблюдения на наземных телескопах, определила, что количество солей натрия в водяном паре над поверхностью спутника гораздо меньше, чем должно было быть в том случае, если бы основным источником пара были гейзеры. Соответствующая работа также опубликована в четверг в Nature.

В результатах этих двух исследований нет никаких противоречий, и вода на Энцеладе действительно существует.

В будущем аппарат Cassini еще будет пролетать в непосредственной близости над поверхностью Энцелада, и наверняка новые данные позволят еще больше расширить современные представления о процессах, происходящих на этом небольшом, но очень интересном космическом теле. Тем более что наличие на нем воды в жидком состоянии говорит о благоприятных условиях для возникновения на этом спутнике Сатурна жизни, что является одним из самых волнующих вопросов современной науки.

www.topnews.ru