GPS космос Солнечная система Зонд «Кассини» обнаружил космический инкубатор жизни возле Сатурна

Зонд «Кассини» обнаружил космический инкубатор жизни возле Сатурна

Космическая станция «Кассини», проводящая исследования в окрестностях планеты Сатурн, пройдя мимо ее спутника Энцелада, сделала сенсационные замеры на высоте всего 74 км. Полученные данные позволяют говорить о существовании удивительного природного феномена – своего рода космического инкубатора жизни во Вселенной.

Энцелад – это небольшая, диаметром всего 500 км, планетка, которую 28 августа 1789 года увидел английский астроном Уильям Гершель. Долгое время кроме того, что Энцелад покрыт снегами, о нем не знали почти ничего. Ситуация изменилась, когда мимо Сатурна пролетели космические станции «Вояджер»-1 и «Вояджер»-2. Они передали на Землю фотографии Энцелада, которые сразу же заинтересовали ученых.

На одном полушарии Энцелада полно кратеров, больших и маленьких, но ближе к югу начинается сплошная череда разломов, некоторые из которых просто режут кратеры, а еще дальше никаких кратеров вообще нет. Вблизи южного полюса только лед.

Планета снова попала в поле зрения ученых, после того как в 2005 году удалось обнаружить на ней извержения водяного пара из района южного полюса. Со временем загадок стало больше. Год назад ученые NASA сообщили о том, что тепловой поток, идущий от южного полюса Энцелада, гораздо больше, чем допускают их расчеты. Композитный инфракрасный спектрометр «Кассини» показывает, что мощность теплового потока на Энцеладе составляет около 15,8 ГВт, что примерно в 2,6 раза больше мощности всех горячих источников в Йеллоустоунском национальном парке или соизмеримо с мощностью 20 угольных электростанций. А это в 10 раз больше, чем предсказывали ученые на основании известных науке источников разогрева.

Что это за источник энергии – науке неизвестно. Но именно благодаря этому таинственному источнику энергии Энцелад выбрасывает на высоту сотен километров фонтаны воды, которая оказалась соленой. Кроме того, в фонтанах обнаружены органические соединения.

В апреле прошлого года подтвердилось существование электрической цепи между Энцеладом и Сатурном. Суть в том, что частицы фонтанов Энцелада, ионизируясь, попадают в магнитное поле гигантской планеты и генерируют электрический ток. Таким образом, в космосе возникает титанических размеров природный магнитогазодинамический генератор. Ученые с помощью зонда «Кассини» обнаружили и место на Сатурне, куда входят электрические токи с Энцелада – это пятно площадью со Швецию, соизмеримое по яркости с полярным сиянием на Земле.

Теперь «Кассини» опредили состав ледяных брызг. Удалось обнаружить, что в частицах льда есть соль. Степень солёности примерно такая же, как у земных океанов. Кроме того, струи оказались на удивление тёплыми — 190 K. Отчасти это результат приливного трения. Как отмечает Каролин Порко, руководитель группы, отвечающей за «изобразительную» часть проекта «Кассини», в общей сложности из тигровых полос Энцелада выходит 16 ГВт тепловой энергии.

В результате на орбите Сатурна создаётся так называемая зона Златовласки, то есть область потенциальной обитаемости. Дело в том, что все это вместе: соленая вода, неизвестно откуда взявшаяся энергия и природная электрическая цепь космического генератора – как раз то, что нужно, для того чтобы могла зародиться жизнь.

«Может, это прозвучит глупо, но существует возможность того, что на поверхности этого маленького мира выпадают своего рода осадки из микроорганизмов, — фантазирует Порко. — В любом случае я не знаю более перспективного места для поиска внеземной жизни. Нам даже не надо спускаться на поверхность. Достаточно пролететь сквозь струю и взять образцы. Ну а если когда-нибудь удастся сесть...»

После новых замеров «Кассини» ученые предположили, что Энцелад, по сути, является лабораторной колбой Миллера-Юри объемом с американские Великие озера, по каким-либо причинам падает на водную планету. И жизнь, которая зародилась в этой колбе, выплескивается в окружающую среду. Еще одна идея - внутри Энцелада действует искусственный источник энергии, что-то вроде ядерного реактора. Этот источник был специально помещен в него, чтобы разогреть воду, инициировать появление фонтанов и, как следствие, запустить работу природного магнитогазодинамического генератора. Осталось определить, кто его туда «засунул».

www.science.compulenta.ru | www.slon.ru | www.topnews.ru